История храма

Автор: Super User on . Posted in История

Рейтинг:   / 93
ПлохоОтлично 

 История создания Храма Рождества Пресвятой Богородицы

       Никольчане  начали строить свою церковь в 1884 году и завершили в 1899. Строили на средства и пожертвования прихожан и богатых купцов. Строительство осуществлялось под руководством известного архитектора, святого новомученика  Сергея Корягина и двух мастеров, имена которых остались, к сожалению, неизвестными. Хорошую глину нашли для стройки недалеко от берега Волги и силами кустарного завода изготовляли кирпичи на яичном растворе. Эти мастера вместе с местными подмастерьями делали кирпичную кладку стен. Яйца ежедневно по селу собирались в корзинах на телеге, привозили их также и из соседних сёл.

Об участии сельчан в строительстве храма рассказала покойная ныне жительница села Татьяна Павловна Некрасова : «Мне тогда было девять лет.  В воскресный день мать взяла меня за руку и повела к церкви. Там людей было видимо - невидимо. Дала мне один кирпич и сказала: «Неси, дочка, а другой рукой держись за мою юбку, чтоб не затеряться». Сама тоже взяла по два кирпича под руки, и мы пошли вместе с другими вокруг церкви по деревянным лесам». Люди, словно муравьи, цепочкой друг за другом подносили кирпичи мастерам.  Мужчины, прежде чем ехать по своим делам, должны были подвести на подводе кирпичи от кустарного завода к церкви, а затем уже ехать дальше. Строили, как говорится, всем миром. От своих дворов жертвовали на питание рабочим, кто что мог. Так, утром  у церкви могли стоять привязанными бычок или овца.

     Особенно серьёзной была работа по установлению на куполах позолоченных крестов и подъём большого 200-пудового колокола на колокольню. От пристани до церкви его тащили на деревянных санях и катках.Одни тянули канаты, другие толкали сзади, третьи то и дело меняли катки и подливали воду под сани, чтобы они лучше скользили по каткам. Так за несколько дней колокол доволокли до церкви.

     Подъём колокола на колокольню производили без всякой техники. С помощью блоков, укреплённых на колокольне, несколькими канатами поднимали его на звонницу. Каждый хотел зацепиться за верёвку и хоть чуточку помочь.

     Назначение большого колокола было ещё и таким:  в те времена он  служил  также  сигналом для связи и ориентирования в ночное время, а особенно в зимнюю пургу и метель - почтовым и торговым людям, которые следовали по Большому Московскому тракту. В тёмные зимние ночи на колокольне постоянно дежурил звонарь, через каждый час он звонил в колокол, указывая путь заблудившемуся путнику или ямщику.  А по большим праздникам большой колокол созывал верующих на богослужение. Звоном колокола давались также сигналы о пожарах, собирали на сход жителей села.

Вместе со  строительством  третьей церкви, вокруг неё стали строить деревянные дома для священнослужителей  и церковноприходскую школу. Она располагалась на церковной площади с восточной стороны/ныне на этом месте построен магазин предпринимателя Масловского/. 

Церковноприходская школа являлась вторым культурным центром села после храма.  Здание это было каменное, на два класса.  Дети изучали Закон Божий, общеобразовательные предметы, пение, занимались рукоделием и огородничеством. По архивным данным в 1913 году школу окончило 167 человек.

 Церковь всегда занималась благотворительной деятельностью. В 1895 году  была построена  богадельня, где проживали немощные и неимущие жители села.  Неподалёку от школы находилась трапезная, в которой кормили всех, кто в этом нуждался.

     Имела церковь и свою ветряную мельницу,  ответственным за работу которой был дьякон Владимир Лукич Орлов. Зерно мололи не только для церкви, но и для жителей села. Остатки её строения можно увидеть  около бывшего маслозавода.

Церковь имела свои земли в займище и степных участках над Волгой на территории бывшего кирпичного завода.

Годы гонений на церковь.

     Никольская церковь многое пережила за свою историю. В годы революции её неоднократно хотели разграбить и разрушить.  По рассказам старожилов,  молоденькие хрупкие девушки не испугались разбушевавшегося красноармейца с пешнёй в руках, готового переколотить  и порушить всё в храме.  Настолько сильна была их вера, что не побоялись они стать преградой на его пути.

        В 1938 году церковь закрыли, служить разрешали только в подвальном помещении. Несмотря на гонения и годы лихолетий службы проходили при большом стечении народа. В подвалах было душно, и часто кого-то выносили на свежий воздух.

Председателя сельсовета Павла Иосифовича Кидебу вынуждали взорвать храм. Чтобы этого не случилось, он пошёл на хитрость и предложил сделать в нём зернохранилище. Так, во время войны здесь хранили пшеницу. Со временем настенная иконопись испортилась.  Ажурной резьбы позолоченный иконостас был разломан и сожжён. Хотели сбрасывать колокола, но председатель  сказал: «Пока я жив, колокола сбрасывать не будете».  Его расстреляли по ложному доносу, обвинив в сотрудничестве с церковными служителями.Колокола всё-таки сбросили и отдали на металлолом. Красную каменную ограду с витыми железными  решётками разобрали – понадобилась на ограду строящейся школы, (остатки этой ограды мы можем видеть у себя в училище во втором корпусе).

 Действительно,  церковь сохранилась лишь чудом.  Во время войны, об этом ещё помнят старые бабушки, Никольское сильно бомбили. А часть сельчан отсиживалась во время бомбёжки  в церковных подвалах. Бомбили и храм. В церковный двор  на место теперешней звонницы упала бомба. Но храм выстоял, только от ударной волны побились стёкла, и появилась трещина на колокольне, которая видна и в настоящее время. Эта трещина не увеличивается, так и осталась с тех времён.

     В церкви хранят рассказ немецких ветеранов войны, принимавших участие в воздушных налётах на село. В составе делегации они посетили храм в 1990-х годах.  И вот что они поведали. Во время одного из налётов немецкий лётчик увидел над нашей церковью Мадонну, т.е.  Божью Матерь, закрывающую собой храм. Он настолько был поражён увиденным, что отказался бомбить святыню. То же случилось и с другими лётчиками. Известно, что село после бомбёжек пострадало, а церковь осталась невредимой и радует нас и по сей день.

После войны службы вновь разрешено было проводить в самом храме. Не последнюю роль в этом сыграло знаменитое письмо Иосифа Сталина, в котором он немного ослабил давление на церковь, признав право верующих на свободу вероисповедания. Но немалая заслуга в этом и наших никольчан. Они написали письмо М.И.Калинину, упросив открыть церковь и  не причинять ей вреда. Как же веровали эти люди, что не побоялись пойти на такой поступок в те сложные и опасные времена.

Так, в 1946 году по приказу всероссийского старосты М.И.Калинина храм был вновь открыт для полноценной жизни.

Служители храма.

     Много пережили за свою историю и служители Никольской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. И больше других пострадал  священник Третьяков Тихон Ильич.

Отец Тихон, 1863 года рождения, был первым настоятелем нашей церкви, при нём и его отце священнике Илье Третьякове она строилась и освящалась. В церкви служили так же: о. Василий Парабучев, о.Владимир Соколов, о.Михаил Перфилов, о.Михаил Ражкин, но старшим из них был отец Тихон. Он же заведовал церковноприходской школой и вёл там предмет Закон Божий.

          По рассказам старожилов села, первый раз  о.Тихона арестовали в декабре 1918 года. Во время сельского схода среди крестьян возник спор, переросший в бунт. Во время горячих споров кто-то стал звонить в большой колокол на церкви, подогревая страсти бунта. Вот за это Третьякова арестовали впервые, но вскоре после разбора дела батюшка был освобождён и снова служил в церкви.

     В тридцатых годах о.Тихон Третьяков дважды привлекался необоснованно к уголовной ответственности за проведение, якобы, антисоветской агитации. Сначала его приговорили к высылке в северный край сроком на три года, но затем дело пересмотрели, и ему разрешено было «свободное проживание в СССР».

 о.Михаил Перфилов                                                       о.Владимир Соколов

Вместе с отцом Тихоном к уголовной ответственности в тридцатые годы привлекался священник о.Михаил Перфилов, который был выслан в северный край сроком на три года. По рассказам старожилов, в 1933 году был арестован отец Владимир  Соколов со своей женой Агриппиной и выслан в Сибирь (г. Салехард), где от тяжёлых условий жизни и труда умер.

     В 1938 году священников Тихона  Третьякова   и Василия Парабучева  снова арестовывают и высылают на восемь лет на Соловецкие острова. Там от плохой пищи и тяжёлой работы оба священника Никольской церкви умерли.

 о. Михаил Ражкин                                                    Икона свщм. Михаила Никольского

 Послевоенный период жизни  храма.                                                                      

     Восстановление храма после войны связано с именем протоиерея Николая Павловича Ситкина.

В 1889 году Николай Ситкин успешно закончил Астраханскую духовную семинарию. Для того чтобы стать священником, выпускник должен был найти себе невесту и обвенчаться, однако, для застенчивого  юноши это было делом нелёгким.  На выпускном вечере в семинарии Николай познакомился с девушкой из купеческой семьи  и предложил ей выйти за него замуж. Молодые взяли обет девства и прожили всю жизнь как брат и сестра. Жили очень скромно, в доме было только всё самое необходимое, а ещё книги и матушкино пианино.

Вся жизнь священника была посвящена храму. Трудами отца Николая в церкви был установлен центральный иконостас, который приезжал освящать в село сам архиепископ Филипп. Также в Никольском отец Николай построилчасовню, а, кроме того, любил организовывать бесплатные обеды для богомольцев и нуждающихся. Только после его кончины открылось и то, что он много тайно раздавал милостыню. Одной женщине дал денег на покупку дома, чем мог помогал людям в те нелёгкие и голодные времена. 

      Господь наградил отца Николая даром прозорливости, о чем до сих пор помнят в селе. Так, ещё в 1943 году он предсказал год окончания войны, - сказав, что ещё два года будет длиться кровопролитие, как наказание России за цареубийство, революционную смуту, безбожие. Также рассказывают, что он отказался отпевать Петра Кондратьева, мужа прихожанки Клавдии, которая получила на него «похоронку», - и действительно, через некоторое время этот человек живым вернулся в село. Батюшка был скромным, милостивым, а в личной жизни воздержанным до аскетизма – спал на кровати на голых досках, покрытых марлей, много молился, трудился, помогал людям.

     Прожив долгую жизнь, отец Николай Ситкин скончался в 1952 году на 86 году жизни. К Богу он отошёл в день Святых апостолов Петра и Павла, которых очень почитал.

     Могила этого христианского подвижника находится во дворе храма за центральной частью алтаря.

 Вторым известным пастырем в селе Никольское был митрофорный протоиерей Павел Рябых, старейший клирик Астраханской епархии.

После смерти отца Николая батюшки часто менялись в приходе: через год, другой присылали нового. О.Павел прослужил здесь почти 30 лет.

Во время Великой Отечественной войны офицер Павел Рябых в бою был тяжело ранен и попал в окружение, был на волоске от смерти. Там Павел дал обет, если спасётся, посвятит свою жизнь Богу. Спаслись они чудом.  Однако, свой обет он смог исполнить не скоро. После войны долгое время работал на разных должностях, и только в 1968 году отец Павел стал дьяконом, а уже в 1970-м его рукоположили в иереи и направили в Рождества - Богородицкую церковь села Никольского. Приехав в Никольское, отец Павел положил немало трудов по восстановлению храма. При отце Павле покрыли купола церкви новой жестью и покрасили серебряной краской. С помощью никольчан серебрянкой  покрасили кресты, вставили стёкла, восстановили иконостас, хотя уже и не в прежнем виде. Стены внутри церкви расписали, сделали новую железную ограду, покрасив её в голубой цвет, вокруг церкви посадили молодые деревца, провели центральное отопление, электричество и телефон. С возрождением духовной жизни увеличилось и число прихожан, не только из числа пожилых, но и из числа молодёжи, особенно по большим праздникам: Рождество, Крещение, Пасха. При церкви была организована воскресная школа под руководством регента Елены Александровны Максимовой.

     В Никольском отец Павел прослужил почти тридцать лет, ни разу не уходя в отпуск. В 1998 году  батюшка вышел за штат по состоянию здоровья. Находясь на покое, батюшка часто приходил молиться в алтарь храма, помогая нынешнему настоятелю протоиерею Александру Максимову совершать проскомидию.

     З1 декабря 2002 года отца Павла постригли в монашество с именем иеромонаха Симеона. Через два месяца он тяжело заболел. По благословению Высокопреосвященного архиепископа Ионы батюшку  постригли в схиму с именем Паисий в честь Паисия Галичского. Для дальнейшего лечения батюшку перевезли из Никольского в Астрахань. 

     Настоятель Рождества Богородицкой церкви протоиерей Александр Максимов рассказывает: «Когда батюшка побывал в 1991 году в паломничестве на  Святой Горе Афон у известного всему миру старца Паисия Святогорца, тот ему сказал: « Тебе монашество надо принять», - а батюшка тогда ответил, что ещё не готов. Принял он монашество через десять лет.  И как напоминание о благословении старца батюшке при постриге в схиму – высшую ступень монашеского подвига – выпало имя Паисий.

     25 мая 2003 года схиигумен  Паисий скончался  в городе Астрахани. Похоронен он в Никольском за алтарём  храма, которому всеми силами прослужил  почти до конца дней своих. На могилу батюшки приезжают его духовные чада из Астрахани, Волгограда, Калмыкии, Москвы. 

      Все знавшие отца Паисия вспоминают его с большой теплотой, как отзывчивого, неравнодушного к человеческой боли и бедам человека, большого молитвенника и прозорливца.

     Сейчас настоятель храма – протоирей Александр Максимов. Интересна история того, как они с матушкой попали сюда.  В этом был Промысел Божий.

По благословению своего духовного наставника супруги Максимовы приехали в Астраханскую область из Эстонии и направлялись к руководившему в то время астраханской кафедрой Архиепископу Филарету, который и должен был определить место их служения.  Владыка благословил ехать в Енотаевку. Собравшись, они направились к новому месту службы, поспешая, поскольку в тот день праздновалось Ведение во храм Пресвятой Богородицы. Однако произошло событие, которое иначе, чем Промыслом Божьим и не назовёшь, - на обледенелой трассе их машина несколько раз перевернулась недалеко от нашего села. После пережитого отец Александр и матушка, перепуганные, но целые и невредимые, нашли временное пристанище у настоятеля сельского храма – отца Павла,  который обрадовался им, как дорогим гостям, говоря, что он уже немощен, ему нужны помощники и, видимо, сама Богородица привела их сюда. Приезжие не стали искать другого места для своего служения, оставшись в Никольском, сам владыка дал на это своё благословение, и вот уже 18 лет отец Александр отправляет своё богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

     Отец Александр очень тепло отзывается о своих предшественниках, рассказывает о них, как о людях высокой духовной жизни,  молитвенниках.

     Отец Александр является прямым продолжателем трудов протоиерея Николая и схиигумена Паисия по восстановлению храма, по претворению в жизнь их планов. Так, отец Павел в своё время сказал, что обязательно при храме будет женская монашеская община,  - и уже много для этого сделано и делается. Несколько взрослых послушниц проходят подготовительный этап к монашескому  пути. Пять стареньких монахинь, положивших начало монашескому деланию в приходской общине,  похоронены за алтарём  храма.   При храме продолжается служение благотворительности  – собирается и раздаётся одежда и продукты для нуждающихся,  действует православный приют для девочек.Изменился и украсился церковный двор, перекрыты заново все купола храма.   Выросло не одно поколение детей, окончивших воскресную школу.

     Кто сохранил нашу святыню – величественный храм Рождества Пресвятой Богродицы?  Сам Господь и люди. А это и хрупкие девчата, не пустившие громить храм комсомольца с пешнёй, и сегодняшние прихожане, в нашемирное и благоприятное время приходящие на генеральные уборки с тряпками и ведёрками в руках, дабы сохранить красоту великой святыни – храма Рождества Пресвятой Богородицы с.Никольское.

DLE 9.6 DLE   UCOZ  joomla!